Главная   »   Учителям   »   ФГОС НОО

Психологическое сопровождение и организация внеурочной деятельности в ходе внедрения ФГОС НОО

Тема выступления Парамоновой Н.А., директора школы МБОУ ООШ №12, на августовской конференции 28 августа 2014г. «Психологическое сопровождение и организация внеурочной деятельности в ходе внедрения ФГОС НОО»

Закончен третий год обучения по новым стандартам. Как прошли эти 3 года? С чем подошли к 4 классу? Можно ли говорить о каких-либо результатах? Об окончательных, конечно, нет. Но первые итоги подвести можно.

С введением ФГОС революции в образовании не произошло. Преемственность между стандартами первого и второго поколения определяется на основе единства содержания. Стандарт поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

Важное направление работы – подготовка учителя к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не осталась мысль, что ничего не изменяется.

Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но большого опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей нет (не смотря на то, что все они прошли соответствующую курсовую подготовку). Нужно перестроить себя, всю наработанную годами систему преподавания. Это не так-то просто. Программы, документы – их много. Основная деятельность педагога – урок, т.е практика. Какое немыслимое количество бумаг должен исписать учитель.

Педагоги при таких изменениях в работе мало думают о себе и своем психологическом здоровье, а это очень важный аспект в работе, так как психологическое здоровье очень сильно влияет на взаимоотношения как с детьми, так и с коллегами.

Очевидно, что учитель сейчас нуждается в системе поддержки – много вопросов, усталости, чувства бессилия в определенных ситуациях, и, одновременно, энтузиазма, желания быть услышанным, получить поддержку – значит быть в диалоге, не одному. И здесь конечно очень важна роль педагога-психолога. Уже понятно, что такой специалист школе необходим. И нашей школе в этом повезло. Работа психолога важна и нужна не только детскому коллективу, но любому учителю.

В 2013-2014 учебном году целью работы психологической службы в нашей школе стало создание социально-психологических условий для развития личности детей и педагогов. Решалась она через следующие задачи:

  • помочь педагогам адаптировать каждого ребенка в ОУ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
  • изучать запросы педагогов, детей и родителей, выявлять и анализировать причины основных проблем и ограничений, тормозящих развитие способностей обучающихся;
  • формировать у педагогов, детей и родителей потребность в психологических знаниях и желание использовать их в сотрудничестве с ребенком и в интересах собственного развития;
  • оказывать психологическую поддержку детям и подросткам, вновь пришедшим или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

При реализации задачи «Помочь педагогам адаптировать каждого ребенка в учебном заведении с учетом индивидуальных и возрастных особенностей» был проведен ряд мероприятий с учащимися, родителями и учителями. С учащимися первого класса - групповые занятия по адаптации «Здравствуй, школа». На родительских собраниях: «Адаптация первоклассников», «Минимальная мозговая дисфункция» родителям были даны рекомендации, способствующие повышению адаптации детей к школе, созданию условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников с самых первых дней знакомства со школой, потому что доброжелательная атмосфера в классе является важной отправной точкой в процессе учебы, как для учащихся, так и для учителей.

С учащимися, испытывающими трудности адаптации в детском коллективе, проводились занятия по развитию эмпатии с использованием подвижных игр.

Учащиеся 1-3 классов посещали занятия кружка «Солнечный круг» по программе «Человекознание с целью сплочения коллектива, формирования у детей навыков работы в группе, поддержки положительного эмоционального настроя у детей, снятия у учащихся состояния утомления, установления в классе доверия, открытости, доброжелательности, обучения планированию, контролю, оценивания собственных действий, обучения психологическому, нравственному анализу своих действий и поступков.

С целью обучения проектированию с учащимися первого класса проводились занятия по программе «Учусь создавать проекты».

При реализаций задачи «Изучать запросы педагогов, детей и родителей, выявлять и анализировать причины основных проблем и ограничений, тормозящих развитие способностей обучающихся» было проведено комплексное обследование учащихся первого класса по готовности к школе и развитию познавательных процессов, в результате которого было выявлено четверо учащихся с проблемами в обучении. Они были направлены на прохождение дальнейшего обследования в ПМПК г. Кизела. С учащимися, испытывающими трудности в обучении, проводились дополнительно коррекционно - развивающие занятия по развитию познавательных процессов и развитию мелкой моторики.

Проведены индивидуальные консультации для педагогов и родителей по выявлению причин и анализа основных проблем.

Даны рекомендации учителям-предметникам, родителям по решению проблем.

С педагогами были проведены практические занятия «Здоровьесберегательные технологии», «Конфликты и методы их решения».

В 2013г. была образована Школьная служба примирения (ШСП). При реализации задачи «Организовать работу ШСП» педагог-психолог прошла обучение на курсах повышения квалификации по программе «Восстановительный подход по работе с несовершеннолетними.

Также методическим советом школы была оказана методическая поддержка педагогическим работникам для адаптации в условиях введения Стандарта нового поколения. Она представляет собой заранее спланированную и систематически осуществляемую систему действий: посещение и анализ уроков и занятий, индивидуальные консультации. Были организованы различные формы обучения и повышения квалификации: прохождение курсовой подготовки, проведение теоретических семинаров и семинаров-практикумов, педсоветов, а также самообразование.

В рамках введения ФГОС усилилась роль внеурочной деятельности. Она позволяет развивать творческие способности детей, формировать у них активную жизненную позицию. Дети учатся быть самостоятельными, успешными, уверенными в своих силах людьми, умеющими общаться.

В нашем учреждении созданы условия для организации внеурочных занятий. Уроки проходят в одну смену. Расписание составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Внеурочная деятельность расширила возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей.

Нами была разработана модель организации внеурочной деятельности учащихся. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей.

Учителями начальных классов совместно с администрацией проводилось анкетирование родителей 1-3 классов. У обучающихся есть право выбора направлений внеурочной деятельности в соответствии с интересами и потребностями. В целях адаптации ребенка к школе занятия по внеурочной деятельности в 1 классе начались с 1 октября. При комплектовании групп использовались нормы, применяемые в учреждениях дополнительного образования детей (от 10 до 17 человек). Каждый учащийся посещает минимум 2 часа в неделю из разных направлений, одно из которых – с преобладанием двигательной активности. Допускается возможность выбора не всех заявленных направлений по учебному плану, учитывается занятость обучающихся в учреждениях дополнительного образования. В нашей школе внеурочная деятельность организована по следующим направлениям:

НаправлениеФормы проведения1 класс2 класс3 класс
1Спортивно-оздоровительное«Веселые старты» «Шашки и шахматы»111
2Духовнонравственное«Солнечный круг»111
3Общеинтеллектуальное«Умники и умницы»1  
4Общекультурное«Веселые нотки» «Кукольный»111
5Социальное«Волшебная нить» «Мир деятельности»111
ИТОГО  877

В процессе реализации модели внеурочной деятельности мы выявили следующие плюсы и минусы:

Плюсы:

  • Бесплатные образовательные услуги;
  • Удобное расписание;
  • Развитие индивидуальных способностей, кругозора;
  • Общение со сверстниками в разных группах, разных ситуациях;
  • Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательном процессе.

Минусы:

  • Большая нагрузка на ребенка, на учителя;
  • Недостаток оборудования для проведения занятий;
  • Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования;
  • Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей).

Трудности возникнут в этом учебном году: С увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникнут сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий, обеспечение кадровыми, информационными и другими ресурсами.

На ряду с такими важными вопросами, возникшими при введении ФГОС, как: ради чего учить? чему учить? как учить? не мало важен: за счет каких ресурсов учить?

Ресурсы бывают и экономические, и кадровые, и информационные, и многие другие. И стандарт как договор, который сейчас предлагается, охватывает все эти пространства. Не менее важным условием является материально-техническая база учреждения, финансовое обеспечение, использование современных информационных и коммуникационных технологий. Все это нужно считать важным положительным условием внедрения ФГОС.

Итак, первые результаты введения ФГОС очевидны. Изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели подходы, описанные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка; возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения.

Педагоги с оптимизмом смотрят в будущее. Впереди еще год, а там уже можно будет говорить о более серьезных результатах. Школа такова, каков учитель. Многое зависит лично от каждого учителя. Если учитель принимает новые условия и новые правила, то он будет меняться и модернизироваться. Только от него зависит, станут ли новые ФГОСы действующими и действенными или все останется только на бумаге.

Закончу свое выступление словами Д. Уэбстера : «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку, единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».

Новый стандарт ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности и общества. Делается акцент не на предметный, а на личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящее с ней в процессе обучения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Изменился сам подход к обучению и воспитанию, в корне поменялись уроки, их структура. Уже в 1-м классе мы учим детей самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, осуществлять поиск решения и даже самостоятельно давать оценку своей деятельности. Оказывается, семилетний ребенок способен сформулировать и тему, и проблему; главное – грамотно подвести его к этому. И в этом состоит функция нового учителя, который теперь не транслятор знаний, а направляющая сила ребенка. Сейчас в школе широко используются компьютерные технологии. У каждого учителя есть оборудованное компьютерное место. Работать на нетбуках учатся и первоклашки. И теперь на уроках наряду с традиционным письмом дети осваивают и клавиатурный набор текста. Безусловно, детям стало интереснее в школе, они стали свободнее себя чувствовать. Новые программы дают возможность более глубоко изучать материал. Ребята знакомятся с разными источниками информации и умеют с ними работать.